Главная Главные событияДороги Хорватии — что нужно знать о дорожном движении


Дороги Хорватии — что нужно знать о дорожном движении

Дороги Хорватии — что нужно знать о дорожном движении

Хорватия — это не только прекрасный климат и экология, нескончаемые толпы туристов и вино. Это, с моей точки зрения, ещё и самая гармоничная система организации дорожного движения во всей Европе. Вы смеётесь? Ну и зря. Да, поначалу может показаться, что ад балканского дорожного движения ничуть не лучше, чем в Москве, но лишь прожив здесь некоторое время вы понимаете, насколько он более логичен и приспособлен к реальным условиям. Давайте посмотрим на местное дорожное движение поближе. Но, конечно, не на то, которое написано в правилах, а на то, которое существует де-факто.

Если вы — автомобилист, и вам надо зайти в магазин, вы паркуетесь на тротуаре так, чтобы ваша машина заняла половину тротуара и половину полосы, включаете аварийку и идёте в магазин. А если в крайней правой полосе — трамвайные рельсы, то вы встаёте ровно посередине дороги, занимая половину полосы попутного, и половину — встречного потока. Вас все обойдут и объедут, и никто слова плохого не скажет: у них у всех тоже есть машина, и они тоже так паркуются каждый день. Хотите припарковаться в неудобном месте? Повернуть налево через сплошную там, где это запрещено? Или у вашего дома ворота открываются вручную, и вам надо полностью перекрыть единственную полосу, чтобы выйти из машины и открыть их? Без проблем. Вас все подождут, ima vremena, и, ещё раз, они сами делают точно так же.

Если вы — велосипедист, то вы едете там, где вам удобно. Велосипедная дорожка, тротуар, проезжая часть — всё к вашим услугам. Весьма противоречивое законодательство, запрещающее велосипедистам передвигаться по тротуарам, и одновременно накладывающее на их передвижение по проезжей части ограничения, часто не совместимые с этим самым передвижением, полностью игнорируется. Не волнуйтесь, на тротуаре вас все пропустят. У них тоже есть велосипеды, и они тоже так ездят. Вы можете пересекать пешеходные переходы, не слезая с велосипеда, менять тротуар на проезжую часть хоть каждые две секунды, если вам так удобно, и ехать против одностороннего движения. Это нормально.

Если вы — пешеход, то большую часть времени вы передвигаетесь по тротуарам. Обычно — бок о бок с велосипедистами. Проезжую часть дороги вы пересекаете, ориентируясь на отсутствие автомобилей. Наличие пешеходного перехода и сигнал светофора не являются в этом деле даже вторичными факторами, они просто игнорируются полностью, как следствия ненужного закона, придуманного глупыми чиновниками. Справедливости ради должен сказать, что эти самые чиновники внесли неоценимый вклад в то, чтобы порядок вещей стал именно таким: большинство пешеходных светофоров имеет режим, который делает переход на красный более безопасным, чем переход на зелёный. Нет, я не шучу, это действительно так: в 95% случаев при разрешённом для автомобиля повороте направо на той проезжей части, на которую он поворачивает, будет зелёный пешеходный светофор. Пешеходу действительно безопаснее подождать, пока все проедут, и спокойно перейти на красный.

Скажете, что всё это звучит, как адский хаос, который не имеет ничего общего с гармоничностью дорожного движения? Мне тоже так казалось, ведь я был человеком, соблюдавшим правила дорожного движения добуквенно. Мои друзья до сих пор вспоминают, как я ждал пешеходный светофор с таймером на 120 секунд, чтобы перейти совершенно пустой однополосный дублёр Ленинского проспекта в два часа ночи. Что же произошло? Давайте, для лучшего понимания, посмотрим на опыт стран, которые традиционно считаются более цивилизованными, чем Балканы.

Возьмём Германию. Велосипедисты — боги. Перед ними расступаются все. Они сигналят своими звонками, и те живые, которые не сдвинулись с их пути, позавидуют мёртвым. Они заботятся об экологии. Они заботятся о здоровье. Их нужно любить и уважать. Автомобилисты же, в свою очередь — низшая каста. Они загрязняют воздух и загромождают дороги своими железными коробками. Если ты вдруг выехал, не приведи Кришна, на полметра за стоп-линию на светофоре — тебе треснут кулаком по капоту и покроют смачным немецким матом. Пешеходы же расслаблены, на их пути нет препятствий, потому что никто никогда не паркуется на тротуаре. Пешеход — мещанин, ему не пристало думать о том, что какая-то чернь на четырёх колёсах уже полчаса ищет парковку, чтобы зайти в магазин на пять минут.

Перенесёмся в Чехию, в центр Праги. Здесь на первое место выходит всемогущий пешеход, своим взглядом сметающий со своего пути велосипедистов и автомобилистов. Если кто-то мешает пешеходу, его немедленно эвакуируют. И, возможно, даже утилизируют, не взирая на наличие водителя в транспортном средстве. С велодорожками проблемы, и велосипедисты находятся в положении просящих милостыню у пешеходов. Подайте проехать, люди добрые.

Ну и не могу не вспомнить Москву. То место, где автомобилист — однозначный монополист и имеет полное право расталкивать локтями и пешеходов, и велосипедистов. Всё движение организовано так, чтобы максимально унизить любого, кто передвигается собственной мускульной силой. Тротуары обрываются вникуда. На проезжей части удобно расположены лужи, позволяющие водителям веселиться, поливая безлошадных дождевой водой. Чем больше лошадиных сил — тем выше твой статус, другие критерии отсутствуют.

В чём проблема всех перечисленных систем? В том, что изначально они пытались выстроить дорожное движение так, чтобы было удобно всем без исключения его участникам. В результате очевидной невозможности реализации этого чрезмерно утопического плана, парадигма естественным образом сместилась в сторону одной из каст, которую теперь не так-то просто свергнуть с её Олимпа.

Балканы же — пример трезвого подхода (простите за каламбур, «Балканы» и «трезвого» в одном предложении, это у меня случайно получилось). Здесь признали, что сделать удобно всем нельзя, и решили сделать всем одинаково неудобно. И этот простой, как и всё гениальное, подход от противного, сработал. Невозможно сделать революцию, в результате которой не будет бедных — денег всё равно на всех не хватит, но можно сделать революцию, в результате которой не будет богатых. Самое удивительно, что у хорватов получилось. И вместо одной трети очень довольных и двух третей сильно недовольных, мы имеем три трети умеренно довольных.

Вы, наверное, всё ещё задаёте себе вопрос, серьёзно я всё это, или толсто троллю. Знаете, я тоже задаю его себе каждый день. Из уважения к традициям общества, в котором я нахожусь в конкретный момент времени, я стараюсь вести себя так, как ведут себя люди вокруг меня: не парковаться на тротуаре в Хельсинки, не переходить на красный в Гамбурге и вообще не садиться на велосипед в Москве. И каждый раз, оказываясь где-то, я могу выбрать наиболее комфортный для данного места способ передвижения, который будет лучше, чем прочие. И лишь здесь, в Хорватии, я могу расслабиться и выбирать по настроению. А разве словом «гармония» называется что-то другое?